Здравствуйте, уважаемые читатели!
С вами психолог Виктория Бушакова в серии статей «Доступная психология».
Ещё одна из самых распространённых причин отказа детей от учёбы это их эмоциональное выгорание.
Что же это такое эмоциональное выгорание ребёнка?
У человека есть как его физический ресурс, так и эмоциональный. Физический ресурс это возможности нашего физического тела. Это нам проще увидеть и проще понять, это осязаемо.
Для лучшего понимания этого вопроса можно привести доступный пониманию пример:
Мы ни когда не заставим 3-летнего ребёнка нести большое ведро воды.
В 5-летнем возрасте наши дети не готовят обеды.
В 10-летнем возрасте дети не идут на работу в шахту, в банках.
15-летние дети не служат в армии, не водят автобусы, поезда, самолёты.
В этом случае взрослые чётко понимают физические границы возможностей ребенка. Все, даже не имея специального образования и дополнительных знаний в области физиологии, психологии, медицины, не поддадут эти утверждения сомнениям, не будут оспаривать эти прописные истины, потому что понимают, что перед ними ребёнок, которыё имеет определенные физические возможности.
Даже если найдутся люди, которые захотят со мной поспорить, а они, конечно же, найдутся, их суждения обязательно потерпят фиаско при практическом применении.
Да история знает случаи, когда дети брали на себя функции взрослых людей – стояли у станков и производили снаряды, обороняли города, но это всё экстремальные случаи и нетипичные для нормальной обычной жизни, здесь физический и психический ресурс человека перестраиваться на совершенно иные ритмы и совершенно иную работу. Это однозначно исключение из правил, чем норма.
Но помимо физического ресурса, каждый человек, в том числе и ребёнок, имеет ещё и эмоциональный ресурс, о котором задумываются немногие.
Что такое эмоциональный ресурс человека? И какой объём эмоционального ресурса у ребёнка?
Человек сам по себе, даже если это маленький ребёнок, подобен реактору электростанции, очень динамичному источнику энергии. Каждая клеточка человека вырабатывает определённое количество жизненной энергии. Эту энергию мы как тратим в течение жизни, так и восполняем из разных источников.
Первый источник жизненной энергии этот сам человек, а остальными источниками ему служат положительные эмоции от общения в семье, с друзьями, одноклассниками, прогулки на свежем воздухе, на природе, положительные эмоции от результатов своего труда. Но природа человека устроена так, что она нуждается в балансе и гармонии.
Допустим, если у реки отбирать безграничное количество воды, то через некоторое время её ресурс иссякнет и река исчезнет. Примеров тому в современной истории достаточно много.
Как всё сказанное можно спроецировать на наших детей?
В наше время очень много встречается рекламы и пропаганды методик раннего развития детей, рассказывается о положительных сторонах таких методик, но, как известно, каждая медаль имеет две стороны.
Первая сторона и конечно положительная, которая находится на виду у всех, это то, что дети получают знания, опережают в развитии своих сверстников и могут иметь перед сверстниками преимущества в учёбе. В большинстве случаев, на начальном этапе обучения в школе, так и происходит. Родители радуются успехам своих детей.
Как правило, занимаясь в школе, дополнительно посещают репетиторов, различные обучающие и развивающие курсы. Под обучающими и развивающими курсами я имею в виду предметные знания по основным школьным дисциплинам. Тут не идёт речь о спортивных секциях, танцевальных и театральных кружках, технического творчества и тому подобных.
В школе на сегодняшний момент дети загружены очень сильно и очень плотно. Если у вас ответственный ребенок, и он старается успеть выполнить все домашние задания, то вы сразу увидите, сколько он времени проводит за уроками. А не всем детям даются легко школьные предметы. Кому нужно потратить и много времени и сил на освоение и понимание материала. И тут ребёнок начинает перерасходовать свой эмоциональный ресурс.
Я хочу, что бы родители поняли – эмоциональный ресурс не безконечен, он имеет свои чёткие границы и для каждого возраста ребёнка он свой. Конечно же, этот ресурс возобновляемый, но каждый возраст имеет свои возможности восполнения растраченных ресурсов.
Очень часто родители совершают роковую ошибку – они дают своим детям нагрузки, которые гораздо выше предельно допустимых относительно конкретного возраста ребенка. Так как было сказано мною ранее, источниками пополнения энергии ребёнка являются семья, друзья, прогулки, досуг.
У постоянно занятого учёбой ребенка такие источники, по сути, отсутствуют, наполняться ему нечем и некем, а если такой ребёнок ещё и посещает спортивную секцию, которая требует огромных эмоциональных ресурсов, то эмоциональное выгорание наступает очень быстро. Вслед за выгоранием наступает апатия, а затем и потеря интереса к процессу обучения.
Если у вас возникли ко мне вопросы, пишите комментарии под роликом, пишите мне на WhatsApp, звоните и я постараюсь ответить всем.
Всего вам доброго, до следующей встречи!
Отзывы обо мне на Яндекс-услугах: https://uslugi.yandex.ru/profile/ViktoriyaBushakova-133043/